• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценивая человеческий капитал. Интервью с Ю.А.Тюменевой

В сентябре Институтом развития образования и факультетом психологии ГУ-ВШЭ запускается новая магистерская программа «Измерения в психологии и образовании». О программе рассказала ее соруководитель Юлия Тюменева.

Приводится текст интервью, размещенный на портале ГУ-ВШЭ

В сентябре Институтом развития образования и  факультетом психологии ГУ-ВШЭ запускается новая магистерская программа «Измерения в психологии и образовании». О программе рассказывает ее соруководитель Юлия Тюменева.

Юлия Тюменева Юлия Тюменева

В чем особенности программы «Измерения в психологии и образовании»? Есть ли аналоги на рынке образования?

—Программа «Измерения в психологии и образовании» открыта на выигранный Институтом развития образования ГУ-ВШЭ грант Всемирного банка. В России до сих пор вообще не было программ такой специализации, но надо сказать, что с этого года запускаются две «взаимодополняющие» магистерские программы. Одна программа — в Московской школе социально-экономических наук, где будут готовить управленцев в сфере образования, способных проектировать образовательные реформы в школьном и в высшем образовании. Наша же программа ориентирована на подготовку специалистов, способных оценивать человеческий капитал и результаты образования.  И здесь важно понимать, что речь не идет только о подготовке специалистов, способных сделать задание к ЕГЭ, как некоторые могут ошибочно подумать.

А о каких? Чем они будут заниматься?

—Мы не устанавливаем стандарты качества образования, а разрабатываем и применяем системы измерений качества образования. По большому счету, выпускникам нашей магистерской программы неважно, как будет определено качество образования, неважно, что измерять — способность читать, способность рассуждать, делать выводы, решать проблему, им неважно, какую способность, навык, компетенцию придется оценивать. Главное, они смогут, что называется, прийти к управленцу, поработать с его описаниями (часто расплывчатыми) ключевых, на его взгляд, качеств для той или иной деятельности, перевести их в четкие, измеряемые конструкты, в то, что можно измерить надежно, валидно, достоверно, и создать качественный инструмент оценки для этой компетенции. После этого они смогут проанализировать полученные результаты, дать им интерпретацию и перевести результаты оценки с языка специалиста вновь на обычный язык, доступный для того же управленца.

С чем, на ваш взгляд, связан возрастающий интерес к проблеме измерений и оценок качества в сфере человеческого капитала?

—Во всем мире интерес к сфере оценки качества человеческого капитала очень велик, и это вполне объяснимо, ведь те специалисты, которые выпускаются сейчас и школами, и вузами, через двадцать лет будут создавать жизнь, которой будет жить общество. Ну, для примера: если сейчас падают самолеты, то проблема спрятана в том, как учили инженеров десять лет назад. Образование должно готовить специалистов, которые отвечают потребностям не сегодняшнего дня, а завтрашнего, а еще лучше — послезавтрашнего.

Насколько конкурентоспособны будут выпускники программы на международном рынке специалистов оценки человеческого капитала?

—Наши слушатели будут учиться по самым современным программам. Если вы откроете наш список обязательной литературы, то увидите, что это та же литература, которая выдается студентам, учащимся по аналогичным программам, к примеру, в Чикаго или Массачусетсе. Кстати, к нам будут приезжать преподаватели из Центра образовательной оценки Массачусетского университета, нашего партнерского университета.

Кроме того ВШЭ участвует в нескольких международных исследованиях, где уже нужно проводить оценку, делать анализ результатов, где можно научиться создавать инструменты на практике, а не только по учебникам. Так что сама учеба будет проверять конкурентоспособность наших ребят.

Обязательно ли психологическое образование для обучения по программе «Измерения в психологии и образовании»?

—Мы принимаем людей с любым образовательным бэкграундом. Так как программа располагается на пересечении математики и психологии, то людям с математическим или психологическим образованием будет проще. Но по большому счету, не требуется знание человеком психологии, тонких методов анализа данных или особых навыков в математике. Всему, что нужно и чем должен обладать специалист, мы сами научим. Основные критерии отбора — мотивация, отсутствие страха перед цифрами, и, здесь уже жесткое требование — хорошая «дружба» с английским языком. Как я уже говорила, часть лекций будут читать зарубежные коллеги, мы будем работать с первоисточниками, поэтому человек должен читать английскую литературу либо быть готовым к тому, чтобы быстро начинать ее читать без словаря.

Несколько слов, пожалуйста, о том, по какой логике будут выстраиваться занятия.

—Сначала пройдут вводные, пропедевтические курсы, которые расскажут в целом, что такое психометрика, анализ данных, эмпирическое исследование. После этого у нас будет блок базовых дисциплин, которые связаны с формированием умений, прочных знаний и практических навыков во всем, что касается, с одной стороны, создания инструмента оценки, а с другой стороны — анализа полученных данных. И последний блок дисциплин — это прикладные курсы, которые покажут специфику работы в двух самых вероятных областях работы наших выпускников: область human resources, где предполагается оценка профессиональных компетенций, разработка профессиональных экзаменов, лицензирования; и вторая область — сфера оценки в образовании, измерение результативности обучения, развития тех или иных способностей или компетенций, будь то в школе или вузе.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ