• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Преподавание помогло по-другому взглянуть на науку, которой я занимаюсь»

Приводится текст, размещенный на портале НИУ ВШЭ


 
 Елена Карданова Елена Карданова

 

Выбирая лучших преподавателей ВШЭ 2012 года, студенты имели возможность выразить им свое признание и с помощью так называемых «писем любви». Научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Елена Карданова получила сразу несколько таких посланий от студентов магистерской программы «Измерения в психологии и образовании».


— Елена Юрьевна, в этом году состоялся первый выпуск магистерской программы «Измерения в психологии и образовании». Как вы,  исследователь, пришли в преподавание?

— На программу меня пригласили еще три года назад, и первый год до непосредственного «запуска» программы ушел на разработку курса по психометрическим теориям и анализу тестовых заданий, который я теперь читаю нашим магистрантам. Несмотря на то, что мне было сложно преподавать этот курс, особенно в первый год, я ни минуты не сомневалась, что поступила правильно, приняв приглашение руководителей программы. Я рада, что наконец-то в российском образовательном пространстве нашлось место, где востребованы мои профессиональные знания. По базовому образованию я математик, окончила Ленинградский государственный университет имени А.А.Жданова, там же защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Дифференциальные уравнения». Последние двадцать лет сфера моих научных интересов связана с математическими моделями современной теории тестирования, а также с анализом тестовых заданий в рамках классической и современной теории тестирования и методами оценивания его участников.

— Что в преподавательском деле стало для вас неожиданным? Легко ли вам было «переключиться» на студенческую аудиторию?

— Опыт преподавания данного курса помог мне по-другому взглянуть на науку, которой я занимаюсь. Я поняла, что это не сухая математика, которую можно преподавать только математикам или физикам. Курс оказался интересен и доступен также людям гуманитарных специальностей — психологам, филологам, педагогам, социальным работникам. И если в самом начале, при разработке курса, у меня возникали сомнения — смогу ли я обойтись без всего множества формул, выводов и методов оценивания, которые используются в современной теории тестирования? — то на практике все оказалось не так страшно. Перед моим курсом студентам читается несколько дисциплин, которые позволяют им спокойно начать осваивать психометрические теории и анализ тестовых заданий. В частности, благодаря курсу Татьяны Хавенсон по статистике ко мне они уже приходят весьма «подкованными» в использовании математических и статистических методов.

— Как вы отнеслись к тому, что многие студенты написали вам «письма любви»? За что студенты прежде всего ценят преподавателей?

— Мне очень приятно, что ребята оценили мой труд, так как я стараюсь делать свою работу максимально качественно. Думаю, студенты любят тех преподавателей, которые увлечены своим предметом, хорошо его знают, при этом ведут исследования по своей проблематике, выступают на конференциях, публикуются и включают в свои проекты самих студентов. Преподаватель, на мой взгляд, должен выступать в роли эксперта, который помогает ребятам двигаться в нужном направлении и может им что-то посоветовать, скажем, список актуальной зарубежной литературы по теме или контакты интересных исследователей.

— Как проходят ваши занятия, какие вопросы вы на них решаете?

— Для нашего курса Вышкой закуплено соответствующее программное обеспечение — программы Winsteps, ConQuest, Parscale. По договоренности с Assessment Systems Corporation (крупнейшей американской компанией, разрабатывающая специализированное программное обеспечение) наши студенты устанавливают программы Iteman и XCalibre по временным бесплатным лицензиям. Кроме того, наши партнеры из Массачусетского университета предоставили нашим студентам в пользование программу TAP, с ее помощью они анализируют данные в рамках классической теории тестирования. На занятиях ребята осваивают эти программы, а также учатся постановке проблем в области психометрических исследований. Вместе с ними мы проясняем эти проблемы, обсуждаем, какие методы необходимо применять для их решения, какое программное обеспечение использовать, как интерпретировать данные.

— Какие задачи вам как исследователю наиболее часто приходится изучать?

— На мой взгляд, существует общая для российского образования проблема, заключающаяся в том, что разработчики тестов не всегда осознают необходимость психометрического оценивания качества тестовых заданий. Поэтому мы сталкиваемся с ситуациями, когда на практике применяются тесты, не прошедшие тестологическую экспертизу, апробацию, качество которых не обосновано.

— Что в таких случаях можно сделать? Чем вы можете помочь?

— Я уже два года работаю в проекте, в рамках которого разрабатывается инструментарий для оценки учебных компетенций выпускников начальной школы. Теоретическая модель этого инструментария основана на идеях Льва Семеновича Выготского. Сам проект идет уже несколько лет, но поначалу группа разработчиков этой концепции (а, соответственно, и тестовых заданий)
работала без привлечения «психометриков». Но как только проект вышел на стадию международной экспертизы, сразу возникла необходимость предъявить психометрические характеристики заданий и тестов, оценить надежность и обосновать валидность измерений.

Оказалось, что существует множество вопросов, на которые сам разработчик ответить не может. Как оценить характеристики тестовых заданий и согласованность заданий между собой? Как провести валидизацию инструмента? Как проверить параллельность вариантов и выровнять их, если они не параллельны? Как получить тестовый балл каждого участника тестирования, какую шкалу использовать? Как сообщать пользователям результаты тестирования и как их интерпретировать?
Именно специалистов, способных ответить на все эти вопросы, мы и готовим на программе «Измерения в психологии».

В июле мы вручили дипломы об окончании магистратуры первым нашим выпускникам. В нашей стране эти специалисты являются уникальными — на данный момент в России не существует другой программы — ни магистерской, ни бакалаврской, — которая готовила бы специалистов в области измерений в педагогике и психологии. И я уверена, чем больше мы будем готовить специалистов и чем шире они будут внедряться в различные государственные и частные организации, тем быстрее произойдет изменение общественного и профессионального мировоззрения — без качественных и надежных методов измерений в области образования и психологии не обойтись.

— В каких сферах трудоустраиваются ваши выпускники?

— Если говорить о конкретных сферах, где могут применить свои знания наши выпускники, то, во-первых, это образовательные исследования, связанные с разработкой инструментов педагогических измерений, с проверкой качества используемых тестов и существующих сегодня в России экзаменационных систем. Еще одна сфера — государственные и частные HR-структуры, где занимаются разработкой стандартов профессиональных квалификаций, измерением профессиональных компетенций и оценкой персонала.

В то же время некоторые наши выпускники, начав сотрудничество с различными научными подразделениями Вышки еще в годы учебы, продолжают свою академическую деятельность. Наши студенты активно вовлечены в проект Вышки по разработке преподавателями компетентностно-ориентированных контрольно-измерительных материалов.

Двое ребят со следующего года начнут свою преподавательскую карьеру на нашей же программе. Так, Дмитрий Абакумов будет преподавать курс по компьютерному тестированию. В прошлом году мы вместе с ним побывали в Бразилии на семинаре, посвященном этой проблематике, после которого его жизнь круто изменилась. Он даже сменил тему своей диссертации, посвятил ее электронному обучению и сейчас активно занимается научными исследованиями в области e-learning и компьютерного адаптивного тестирования. Другая наша выпускница, Галина Ларина, за время учебы на программе приняла участие в нескольких международных школах, в частности, в летней школе по многомерной статистике, проходившей в Нидерландах, и в летней школе международной Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) ВШЭ. И с нового учебного года Галина будет преподавать курс статистики для наших первокурсников.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ