• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российский учитель: качество и количество

И.В. Абанкина приняла участие в радиопередаче на радио Эхо Москвы, посвященной вопросам образования. Приводится стенограмма и аудиозапись передачи.

Приводится аудиозапись и стенограмма радиопередачи.

Данные материалы размещены на сайте Эхо Москвы 

  2010-10-03-parents-1110.mp3

Дата :

03.10.2010 11:10
Тема :Российский учитель: качество и количество
Передача :Родительское собрание
Ведущие :Ксения Ларина
Гости :Марат Алимов, Ольга Овсейчик, Ирина Абанкина

К. ЛАРИНА: 11 часов 9 минут, начинаем наше традиционное воскресное «Родительское собрание», поскольку в эти дни начала октября учителя отмечают свой профессиональный праздник, естественно, что сегодняшняя программа посвящена профессии учителя, российский учитель, качество и количество. Наши гости Ирина Абанкина, директор института развития образования при высшей школе экономики, здравствуйте Ирина Всеволодовна.

И. АБАНКИНА: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Марат Алимов, учитель русского языка, победитель московского конкурса «Учитель года» 2006-го года, Марат, приветствую вас.

М. АЛИМОВ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Всё время забываю, где вы работаете, дайте нам название?

М. АЛИМОВ: 143-я московская школа.

К. ЛАРИНА: Прекрасно. И Ольга Овсейчик, директор гимназии номер 1520, гимназии имени Копцовых, заслуженный учитель России. Здравствуйте Ольга Николаевна.

О. ОВСЕЙЧИК: Доброе утро.

К. ЛАРИНА: Всех поздравляю с профессиональным праздником и задаю вам первый вопрос. Вас кто больше радует в год учителя, дети или министерство образования?

И. АБАНКИНА: Вы знаете, мне кажется, что учителя радуют в этот год не меньше чем дети, и в год и в день учителя. Извините, я, пользуясь случаем, хочу поздравить тех, с кем мы работали в этом году в августовских чтениях, это учителя и Якутии, и Чувашии, и Липецкой области, Калининградской области, и конечно московские учителя, потому что вернуть учителям такой креативный творческий потенциал, прекратить рутину в учительском труде это наверно во благо нам всем, в первую очередь ребятам.

К. ЛАРИНА: Ну что же, тогда поздравительные телеграммы должны все огласить свои. Ольга Николаевна, а вы кого поздравите?

О. ОВСЕЙЧИК: Я с удовольствием поздравляю всех слушателей, всех присутствующих сегодня в этой студии, потому что учитель это та профессия, с которой каждый из нас встречается в жизни обязательно либо в качестве учеников, либо в качестве родителей, и конечно, это особый праздник для всех. Желаю учителям пытливых любознательных учеников, родителям полного контакта со школой, с учителями, и реализации всех творческих совместных замыслов.

К. ЛАРИНА: И Марат.

М. АЛИМОВ: Дети радуют всегда, и в день учителя, и до, и после.

К. ЛАРИНА: И в год учителя.

М. АЛИМОВ: И в год учителя. Не знаю, есть ли за министерством образования функция радовать нас, но если такая функция есть, то они радуют нас иногда, но сегодня, конечно, все поздравления нашим коллегам, терпения им, и желаем им хорошего обновления всего.

К. ЛАРИНА: Мы сегодня как-то поменяли всю очерёдность и начали с конца, потому что в принципе такими светлыми обращениями должна была наша передача закончиться.

М. АЛИМОВ: Сделаем кольцевую композицию.

К. ЛАРИНА: Так с поздравлениями закончили, теперь часть вторая трагическая.

М. АЛИМОВ: Драматическая.

К. ЛАРИНА: Будем мы говорить сегодня о проблемах, почему я вспомнила министерство образования и науки, потому что, конечно же, один из таких главных подарков в кавычках сделал Андрей Александрович Фурсенко, когда заявил о том, что в наших российских школах работает как минимум 200 тысяч лишних учителей. Сегодня поступили его новые ещё расшифровки из Магнитогорска, где проходил очередной конкурс «Учитель года», и здесь он ещё попробовал обосновать свою позицию, я процитирую его: «По нормативам на 13 учеников должен приходиться один учитель, сейчас другой показатель, что один учитель на 10 учеников. При этом 20 процентов педагогов» - говорит Фурсенко – «Работают в школе без высшего образования, многие из них преподаватели в начальных классах, но всё равно. Ещё 19 процентов» - говорит Фурсенко – «Учителя глубоко пенсионного возраста. Я очень сомневаюсь, что они могут хоть в каком-нибудь виде освоить компьютерные технологии. Я не хочу» - добавил министр – «Чтобы школа превращалась в социальный приют, а учительская зарплата в пособие по безработице». Как бы эта тема продолжается, так или иначе, в выступлениях Андрея Александровича Фурсенко. Я так понимаю, что всё равно она найдёт своё продолжение и в практике. Давайте я опять же задам один и тот же вопрос всем участникам сегодняшней программы, разделяете ли вы позицию министра образования по отношению к количественному пока составу учителей в России. Кто начнёт, давайте Ирина Всеводовна.

И. АБАНКИНА: Давайте я начну, поскольку не учитель, и мне, может будет немножко проще. Вы знаете, ведь Андрей Александрович высказывает довольно серьёзные опасения, оно связано с тем, что у нас действительно очень низкая динамика обновления кадров, у нас практически нет вакансий для молодёжи. Выпускники, которые сейчас заканчивают пединституты, педуниверситеты, их многие ругают, что они не идут в школу, но извините, вакансий нет. Многие из них хотели бы работать в школе, но действительно для них остаются то, что мы называем хвостики часов. Если ещё три - четыре года назад было 40 тысяч вакансий при 120 тысяч выпускников, то сейчас это просто 10 тысяч вакансий. На самом деле все выпуски последних лет, они как бы без возможности реально трудоустроиться в школу. Да зарплата учителей зачастую ниже, чем в целом средняя по экономике, но есть регионы, где и выше, и когда мы говорим о селе, то мы должны понимать, что в селе наоборот. В селе зарплата учителя, несмотря на то, что она может казаться для города не такой высокой, но она выше всех, кто вокруг получает зарплату, более того она стабильна и работа эта довольно интересная, поэтому конечно социальный статус учителя в селе даже сейчас при всех трудностях, которые есть... И очень важный аспект, который я думаю, здесь имеет смысл рассматривать, а какие же результаты, как мы позиционированы в мире, в том числе и по соотношению учитель - ученик, и по достижениям наших учащихся. Увы, у нас есть прекрасные успехи, несомненно, это и в начальной школе, и Тимс это показывает, и Пирлс это показывает и по грамотности чтения, естественно научной грамотности, но ученики 15-ти летние наши оказываются даже не в середине списка. Поэтому результативность труда, то, что достигается конкурентоспособность учеников, вот здесь у нас правда есть проблемы. Если мы возьмём лидеров, страны, которые имеют хорошие...

К. ЛАРИНА: Финляндия?

И. АБАНКИНА: Финляндия, Южная Корея, Япония, Австралия, вообще в целом даже европейские страны, у всех соотношение учитель - ученик раза в полтора, в два, а то и в пять раз выше, чем у нас. То есть это 14 - 15 в среднем для Европы, у Финляндии было 1 к 17-ти, сейчас они перешли на 1 к 20-ти и очень собой гордятся, они считают, что это действительно эффективность, потому что более высокого качества учителя применяют другие технологии, это не только классноурочная система. А скажем страны тихоокеанского региона, там и 1 к 24-м, даже 1 к 27-ми, поэтому конечно на этом фоне со своими 1 к 9,6 мы выглядим как бы плоховато. Да у нас особенности системы расселения, но если бы мы не видели тенденцию старения педагогических кадров, если бы за этим не стояли низкие результаты наших многих учащихся. Можно было бы считать, что, в конце концов, нас это в том числе и устраивает. Но увы, сегодня приходится принимать какие-то серьёзные решения, мне кажется, что надо очень много вкладываться в не просто повышение кадров, в профессиональную переподготовку.

К. ЛАРИНА: Об этом тоже говорили.

И. АБАНКИНА: А это, в общем полгода, год, и действительно нам надо дать возможность учителям этот год, полгода иметь право на такой отпуск, сформировать программу своего развития задолго, и когда через четыре - пять лет, говорили о том, что это раз в пять лет, иметь возможность всерьёз продвинуться в профессиональном развитии.

К. ЛАРИНА: Вот смотрите, безусловно, одна из главных проблем, которую необходимо решать буквально вчера, это повышение социального статуса учителя, повышение престижности этой профессии. Но насколько мы все с вами понимаем, и о чём вы уже сказали Ирина Всеволодовна, речь же идёт не только о повышении заработной платы, чтобы она вышла хотя бы на средний европейский уровень, чтобы было всё-таки не стыдно в школу приходить и смотреть в глаза своим ученикам.

И. АБАНКИНА: В Москве мне кажется уже не стыдно.

К. ЛАРИНА: Всё равно по сравнению с Европой, с той же Финляндией это всё равно совсем другие деньги. Но и повышение конкурентоспособности, вы сказали про конкурентоспособность учеников, но не менее, а может быть и более важно это наличие конкурентоспособности в учительской среде. А ведь этого нет, может, поэтому такой тупик возникает, что хороших учителей мало, это штучный товар, мы это с вами знаем.

И. АБАНКИНА: Да, это эйчарторская работа.

К. ЛАРИНА: Но при этом вакансий нет, и если у нас перед вами два пути, либо переподготовка учительских кадров, либо приём новых сотрудников, молодых педагогов, то второй путь практически зарезан, невозможен. Я сегодня, когда готовилась, прочитала, что в этом году из одного ВУЗа педагогического престижного российского вообще ни один выпускник не пошёл в школу работать, не думаю, что только потому, что он не хочет, вы же сами об этом сказали?

И. АБАНКИНА: Конечно, очень многие действительно хотят, и даже уже на практике заразились, скажем так, этой идеей работать с ребятами, но увы.

К. ЛАРИНА: Давайте дальше пойдём, пожалуйста, Ольга Николаевна, ваше ощущение?

О. ОВСЕЙЧИК: Вы знаете, это хорошо, что в нашем государстве стали считать деньги, естественно, что образование это самая большая область использования государственных средств. Наверно в разных регионах разная ситуация, если говорить о Москве, то в принципе идёт естественный процесс омоложения педагогических кадров, сегодня в образовательные учреждения города приходят высококвалифицированные выпускники педагогических ВУЗов. Но это в определённой мере всё равно становится проблемой, потому что как вы верно сказали, свободных мест очень мало в образовательных учреждениях. И если раньше была проблема с учителями русского языка, иностранного языка, с учителями физкультуры, то сегодня таких проблем в городе, вот насколько я знаю, нет. Конечно...

К. ЛАРИНА: Я бы с вами поспорила Ольга Николаевна, вы говорите о том, что места там заняты, а занятые места это не есть гарантия качества, вы же это прекрасно понимаете, такого исследования, к сожалению, провести пока невозможно.

О. ОВСЕЙЧИК: Родители голосуют ногами, когда они приводят детей в ту или иную школу.

К. ЛАРИНА: Или забирают.

О. ОВСЕЙЧИК: Или забирают, тоже ногами они соответственно высказывают свою позицию к тому или иному образовательному учреждению. Конечно все школы очень разные и по качеству предоставляемых услуг, но сейчас я знаю, что идёт тенденция к укрупнению образовательных учреждений.

К. ЛАРИНА: Когда центры образования возникают?

О. ОВСЕЙЧИК: Не всегда центры образования и общеобразовательные школы...

М. АЛИМОВ: Извините, их просто закрывают за нерентабельностью, и присоединяют.

И. АБАНКИНА: Слияние и поглощение происходит.

К. ЛАРИНА: Да.

М. АЛИМОВ: Вот к этим школам, которые на плаву.

О. ОВСЕЙЧИК: Да, и на самом деле возникает определённая конкуренция, таким образом, среди педагогических кадров. Сегодня быть урокодателем недостаточно, сегодня учителя должны заниматься вместе с детьми исследовательской работой, внедрять новые технологии в свою работу. И урокодатель это не то сегодня, чего ждут от нас родители, конечно, это выход за пределы образовательного учреждения вместе со всеми, с детьми, с родителями. По поводу педагогов, которые достигли уже пенсионного возраста. Процессы действительно очень болезненные, но и мне как руководителю, и уверена, что многим руководителям приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда нужно вести разговор с такими людьми, и, безусловно, их не надо выкидывать на улицу. Но используя их опыт, их умение работать с детьми, с родителями, нужно постараться и найти место в образовательном учреждении.

К. ЛАРИНА: Это тоже не должно быть вашими проблемами, как руководителя, потому, что для того, чтобы человек ушёл на пенсию, он должен понимать, что он не в нищете будет доживать свои оставшиеся годы. Да, я не думаю, что все учителя до такой степени преданны своей профессии, что они готовы до смертного часа приходить каждый день в школы на уроки. Дело же не в этом, дело в том, что человек понимает, что если его, как вы говорите, выкинут на улицу, вот я устала, я имею право отдохнуть, я проработала 78 лет учительницей русского языка, я хочу покоя. Но извините, когда мне за это предлагают 4 или 5 тысяч рублей, то, конечно же, я буду всеми силами, возможностями упираться и оставаться на работе.

О. ОВСЕЙЧИК: Вы знаете, мне кажется, что здесь дело не только в деньгах с пенсией, а в том, что мы правда не умеем жить на пенсии, мы не знаем, что нам делать.

К. ЛАРИНА: Не идеализируйте, бросьте.

О. ОВСЕЙЧИК: Вы знаете, это действительно такая серьёзная культурная проблема...

К. ЛАРИНА: Бросьте, были бы пенсии нормальные, люди бы путешествовали, писали бы книжки, понимаете.

О. ОВСЕЙЧИК: Понимаете, у нас есть учителя, которые кроме школы никогда нигде не работали, и, к сожалению, у них своих семей нет, для них уход из образовательного учреждения это конец жизни.

М. АЛИМОВ: Так тоже неправильно работать.

О. ОВСЕЙЧИК: И использовать их потенциал тоже надо, у нас есть музеи сегодня в школах, у нас есть возможности...

К. ЛАРИНА: Всех пенсионеров не обеспечите музеями Ольга Николаевна.

О. ОВСЕЙЧИК: А всех может быть и не надо, потому что элемент случайности, какого-то профессионального выгорания всё равно присутствует. Но каких-то учителей, которые умеют работать с детьми, с родителями, они интересны и нужны школе, я уверена, что их нужно оставлять в школе, но в другом качестве.

К. ЛАРИНА: Урокодатель, пожалуйста. Марат, кстати вас не смущает вот это определение Ольги Николаевны по поводу урокодателя?

М. АЛИМОВ: Нет, не смущает, у нас давно уже этот термин наш введён. Я хотел бы сказать по поводу высказывания Андрея Александровича Фурсенко по поводу 200-т тысяч, потому что мне очень сложно, я не математик, вот всю эту арифметику с наполняемостью, я просто хочу сказать, что процесс сокращения идёт, он начался не вчера, он связан, прежде всего, с количеством детей. Вот уменьшается количество детей, уменьшается количество ставок, уменьшается нагрузка, и люди задумываются над тем, что им делать, то есть как искать альтернативные пути. А вот второй момент, который был озвучен относительно того, что пенсионеры там не справятся с компьютерами, мне кажется, что это не показатель профессионального отсева, вообще не показатель умеешь ты на кнопки нажимать или нет. Дело в том, что у нас на сегодняшний день проблема обновления содержания образования не решена. Вот у нас есть стандарт, который мы никак не введём, второго поколения, по средней, а затем по старшей школе. И мне кажется что люди, которые будут не готовы по каким-то причинам принимать вот эти новые стандарты и работать в них, это всё. Вот эти люди будут естественным путём выведены в добровольном порядке из школы, это первое. Второй момент, у нас безбожно отстала система сертификации учителя. Вот эти разряды с 1-го января, насколько я знаю, их остаётся всего 2.

К. ЛАРИНА: Да, первая и высшая категория, это просто для справки для наших слушателей объясним, что там другая будет тарификация, и с 1-го же января 2011-го года, насколько я понимаю, будет введена новая система переаттестации раз в пять лет.

О. ОВСЕЙЧИК: Новая система оплаты труда.

М. АЛИМОВ: По Москве да, а так в регионах она уже давно существует, и на сегодняшний день...

К. ЛАРИНА: Кстати по поводу аттестации, вы-то знаете, я хочу, чтобы это тоже и наша аудитория понимала, если что то вы меня поправите, что раньше, переаттестацию учителя могли добровольно проходить, а теперь, это будет обязательно раз в пять лет переаттестация.

О. ОВСЕЙЧИК: Она будет обязательной и добровольной, на первую и на высшую категорию.

К. ЛАРИНА: То есть если я на высшую категорию подаю, то я должна потом обязательно раз в пять лет проходить переаттестацию?

М. АЛИМОВ: Да, и вы должны постоянно в течении пяти лет это подтверждать, но если вы работаете без категории...

К. ЛАРИНА: Это прекрасно.

О. ОВСЕЙЧИК: И, обязательную будут проходит все, независимо от их желания или нежелания проходить эту переаттестацию.

К. ЛАРИНА: А тот, кто не прошёл, это уже является основанием для увольнения?

М. АЛИМОВ: Я думаю, нет.

И. АБАНКИНА: Вот смотрите, там по-разному, если вы работаете и у вас первая категория, вы на высшую проходили и не прошли, вы остаётесь работать в первой категории.

К. ЛАРИНА: А если я на первую иду?

И. АБАНКИНА: А если вы второй категории сейчас не только в школах, но и в детских садах тоже есть такие, конечно там есть тест на соответствие должности.

К. ЛАРИНА: На профпригодность грубо говоря?

И. АБАНКИНА: Да, и он довольно серьёзный и сложный, включая вопросы и по теории педагогики, и по современным технологиям. И если вы не проходите, то фактически это свидетельствует о вашей профессиональной непригодности.

М. АЛИМОВ: Всё равно мне кажется, что этого мало. Вот представьте себе человека, который 20 - 25 лет работает в школе, у него есть две возможности, либо быть без категории, либо получить первую и высшую категории. То есть я всегда смотрю, как работают преподаватели английского языка, сколько у них сертификатов, и как они эти сертификаты получают, я не беру школьных учителей, я беру профессиональных преподавателей, которые работают со взрослой аудиторией. И сертификаты международные, пусть у нас будут не международные, а какие-то свои сертификаты, которые позволяют им существенно в разы, в том числе повысить заработную плату. Что такое 13-й разряд и 14-й это разница в тысячу рублей, это смешно, это просто смешно, и люди, я знаю таких людей, которые говорят: «А зачем мне это нужно».

О. ОВСЕЙЧИК: На самом деле мне кажется, в новой системе аттестации заложены существенные различия между первой и высшей категорией.

М. АЛИМОВ: В финансовом плане?

О. ОВСЕЙЧИК: Именно по качественным показателям. А что касается финансового плана, в связи с переходом на новую систему оплаты труда, а как мы знаем, будет фиксированная заработная плата стимулирующая часть заработной платы, здесь конечно колоссальная ответственность ложится на руководителя образовательного учреждения.

И. АБАНКИНА: Мы надеемся и на управляющие советы в школах.

К. ЛАРИНА: Подождите, я ещё цифры просто приведу из публикации в средствах массовой информации.

М. АЛИМОВ: Но всего получается две ступени.

О. ОВСЕЙЧИК: Формально я с вами согласна, это действительно.

М. АЛИМОВ: Потому что это мало, должно быть пять, десять ступеней.

О. ОВСЕЙЧИК: Тем более что учитель он как бы всю жизнь учитель.

М. АЛИМОВ: Он должен развиваться, он должен к чему-то стремиться.

О. ОВСЕЙЧИК: Да, должна быть лестница, по которой можно подниматься вверх.

К. ЛАРИНА: Давайте цитату: «Сейчас высшую категорию имеют 270 с половиной тысяч учителей из 1,2 миллиона. 21 процент учителей российских вообще не имеют никакой квалификационной категории». Это огромная цифра, 21 процент, согласитесь.

И. АБАНКИНА: Да, цифра огромная, но им есть куда двигаться и многие из них могут получить эту категорию, действительно достичь не только первой, но и впоследствии и высшей категории.

К. ЛАРИНА: Но вопрос в другом, насколько готово педагогическое сообщество в своей массе к таким условиям очень жёстким, если это будет действительно так, это будут совсем другие условия работы.

М. АЛИМОВ: А в чём они другие-то?

О. ОВСЕЙЧИК: Вы знаете, педагогическая общественность готова к этому, но должен быть интерес со стороны власти для того, чтобы были созданы условия для учителя работать в этих условиях. Сегодня нельзя предъявлять требования только к учителю. Здесь очень много компонентов одной цепи. Это органы управления, это институты повышения квалификации. Вот система, она же сцеплена и имеет много представителей, и не получится хорошего хода, если не будет совместной работы именно в этом направлении.

И. АБАНКИНА: И ещё тут хотелось бы добавить, понимаете, у нас в школе работает учитель не одиночка, у нас педагогические коллективы, и разрушить педагогический коллектив очень легко, создать его очень трудно, там у каждого своя роль, и результат от всего коллектива зависит. И в коллективе кто-то может быть реально лидером, разработчиком, инноватором, кто-то может быть просто транслятором этих нововведений, но сбалансированность педагогического коллектива, человеческая комфортность, которая там есть, это мне кажется сегодня настолько большая забота руководителей, они просто понимают, что действительно иногда беря очень сильного педагога, это не значит, что он впишется в весь коллектив.

К. ЛАРИНА: Давайте, мы уже обозначили тему следующей части программы, сейчас мы новости послушаем, потом дальше пойдём.

ИДУТ НОВОСТИ.

К. ЛАРИНА: Вот чтобы не быть голословным, чтобы сравнить с тем, что происходит в той же Финляндии, справка от газеты «Известия»: «Средняя зарплата учителя в Финляндии 2500 евро. Чтобы устроиться на работу, нужно иметь солидный опыт, рекомендации, характеристики», - но вот сертификацию, как о чём говорил Марат, да? - «Конкурс на должность директора школы в Финляндии более 100 человек на место». В обыкновенной школе. Не в какой-нибудь там частной гимназии, в обыкновенной школе. А учителя, все учителя-предметники являются магистрами или профессорами по тому, предмету, который они преподают. Это конечно совсем другой уровень, о чём тут говорить.

М. АЛИМОВ: Немножко слово магистр, и профессор по-другому, не так, как у нас воспринимается, мне кажется, а вот профессор.

К. ЛАРИНА: Я представлю ещё раз участников сегодняшнего разговора, директор института развития образования, при университете высшей школы экономики, Ирина Абанкина, учитель русского языка, московской школы 143, Марат Алимов, и директор гимназии «Имени Копцовых», Ольга Овсейчик. Нашим слушателям я напомню телефон прямого эфира: 363-36-59, и предлагаю сейчас, не так, как обычно, мы в конце сваливаем, и очень быстро в конце слушаем полтора звонка, вот Марат знает, как постоянный участник. Давайте, мы сейчас несколько звонков послушаем, потому, что мне интересно мнение как родителей, так и ваших коллег и педагогов. Вот ваше предложение по повышению статуса учителя – это раз, всё-таки, возвращение учительской профессии в конкурентную среду, и повторяю свой вопрос: «На ваш взгляд, готовы ли учителя, сегодняшние педагоги, вот к такой жёсткой конкуренции»? Мне кажется, что это одна из самых главных проблем сегодня. Потому, что ещё раз, тут много цифр сегодня называем, чуть ли там не 40 процентов учителей Российских, старше 50-ти лет. То есть, почти пенсионного возраста. Это огромная цифра. Давайте несколько звонков, и потом продолжим наш разговор в студии здесь. Пожалуйста, 363-36-59, алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Добрый день, представьтесь, пожалуйста.

Слушатель: Меня зовут Алла, и я хотела бы рассказать, вот какую историю.

К. ЛАРИНА: так.

Слушатель: У меня есть знакомый учитель истории, который в 2006 году, стал лучшим учителем, ну, одним из лучших учителей в Санкт-Петербурге. И тогда, вице-губернатор Тарасов, который на «Невском экспрессе» погиб, вручал ему вот этот диплом, или свидетельство, и сказал, что: «Вы кадровый резерв образования». После этого, у молодого учителя началась травля в школе, сначала сократили часы до 12-ти, а 12-ть вы понимаете, это даже меньше, чем ставка, ставка 18-ть часов. И, в конечном счёте, вот в конце прошлого учебного года, он вынужден просто был покинуть эту школу, в которой он сначала учился, а потом стал учителем. И сейчас он просто в частной школе, и на самом деле, очень от этого страдает.

К. ЛАРИНА: очень поучительная история, к вопросу о педагогическом коллективе, о котором вот как раз и говорила Ирина Абанкина, что это такое, да? Что может и не вписаться.

М. АЛИМОВ: Очень типичная история.

К. ЛАРИНА: Типичная, да. Не знаю, хорошо ли это, что в этом смысле является приоритетным. Коллектив, и психологический климат в коллективе, о чём вы говорили, или всё-таки желание каким-то образом пойти за лидером, пусть и новым, молодым, который, по мнению старшего поколения, допустим, не имеет на это право. Я вам скажу. У меня таких историй была масса, в этой студии рассказанных. Были молодые педагоги, которые приходили сюда на «Родительское собрание», и рассказывали, почему они вынуждены были уйти из школы. Когда они заканчивают ВУЗ, и идут с идеями, желанием приходят в московскую школу, Ольга Николаевна, а не в какую-нибудь там провинциальную, да? Или где-нибудь в глубинке. В московскую школу, и вынуждены, оттуда уйти через пол года, максимум, через год. Не принимают, не пускают, не нужно это никому.

О. ОВСЕЙЧИК: Не привыкли мы жить в конкурентной среде, это правда, и есть ещё тут проблема, проблема отчётности, это та же проблема сейчас появилась на всероссийском конкурсе «Учитель года России» в Магнитогорске. Когда имея прямую трансляцию с уроков, конкурсных мероприятий, руководители регионов звонили учителям, и говорили: «Вы не возвращайтесь лучше, потому, что вы плохо выступили». Понимаете? Это вопрос очень серьёзный, который подняла радиослушательница. Здесь должна быть на государственном уровне, поднята эта проблема. Проблема выращивания молодых, талантливых педагогических кадров, с перспективой на руководящую должность. Потому, что не измениться ни что в системе, если не будет приток молодых. Потому, что времена диктуют другие совершенно условия жизни. И мы должны, нравится нам это, или не нравится, но прислушиваться к позиции молодых, прошедших вот через горнило этих конкурсов. Это очень не лёгкое испытание, и думаю, что Марат…

М. АЛИМОВ: Да. И вообще, странная картина, когда школа не только не использует прекрасную возможность хорошего профессионального пиара…

К. ЛАРИНА: Сопротивляется.

М. АЛИМОВ: Пиара, да? Потому, что в нашей школе есть человек, который вот в России там выступал. Ну, какие там обстоятельства? А наоборот, всячески его выталкивает, потому, что извините, мы все серые, и ты тоже будешь серый, и будешь с нами. А вот хочешь выйти, ну вот иди куда-то туда. Надо бежать из таких школ, я считаю.

О. ОВСЕЙЧИК: Мне кажется, знаете, это проблема не только педагогов, и не только школы, но и руководства школы. И мы действительно сегодня современными управленческими технологиями владеем ещё хуже, чем так сказать, педагогическими. И тут тоже нужно очень большое как бы профессиональное развитие, и повышение кадров, это всегда очень тонкая работа с людьми, глаза в глаза. Действительно это не легко, я помню, когда начинался конкурсный проект называется «Образование», и в Чувашии предложили в первую очередь, доплаты молодым педагогам. Нам экономистам, посчитать это не трудно. Их всех известно, сколько умножить вот объём, пожалуйста, распределяйте. И тогда как раз, директора самых сильных школ сказали: «Вы знаете, отдайте это нам, мы сами найдём способ их поддержать, создать для них условия». Потому, что если молодой педагог в таком сложившимся коллективе, вдруг начинает получать ещё и больше, действительно, ему очень трудно ужиться. И ему будут отказывать в помощи, как бы вот в таком сотрудничестве. Поэтому, давайте мы поймём, как это лучше сделать, как лучше поддержать, как лучше организовать не просто доплату, а атмосферу поддержки молодёжи в нашей сфере.

К. ЛАРИНА: Это же везде, на всех уровнях. Это же всё равно, вся эта зависть, про которую мы говорим, что это типичная черта Российского народа, это не правда.

И. АБАНКИНА: Это не правда, несомненно.

К. ЛАРИНА: Это общий уровень нищеты, ведь извините меня, это ничем не отличается от драк среди погорельцев, вот мы сейчас с вами наблюдаем, да? Вот после этих пожаров, где люди, у которых сгорели дома, им строят новые комфортабельные дома, а у тех, которые не сгорели, они остаются жить в своих лачугах. И между ними происходят драки: «Почему тебе всё, а мне ничего»? Это то же самое. Или вспомните, когда была история, когда перераспределяли так же деньги, внутри медицинского сообщества. Когда каким-то врачам давали большие зарплаты, каким-то врачам давали меньшие зарплаты, тоже без конца были какие-то внутрицеховые разборки. То же самое, кстати, было и в среде педагогической, когда резко повысили зарплату учителям иностранного языка. Я помню, что говорили другие предметники по этому поводу. Недоумевали, возмущались, и просто трясло всех от того, что вот учитель английского языка, поему-то, по какому праву, он получает больше. Значит, наверное, на вопрос… Наверное, уровень был позволен другой. Тогда и будет разговор предметный.

М. АЛИМОВ: Но дело мне кажется, не только в доплатах, и в разнице в зарплате. Вот я такой пример короткий приведу. Летом я просматривай сайты по работе, ну, вот «Требуется работа». И нашёл две школы разных, в разных округах московских, где написано, требуется, объявлена вакансия такого-то учителя, и приписка: «Молодых просьба не беспокоить». То есть, вот даже в такой степени.

К. ЛАРИНА: Почему?

М. АЛИМОВ: Ну, я не стал звонить туда. И мне кажется, что дело не только в том, что зависть в финансовом положении. Ты не кто, а тебе, пожалуйста, какие вот доплаты, проездной бесплатный, ещё какие-то там социальные поблажки. Это всё дело ответственности определённой, понимаете? Потому, что молодой специалист – он потому и молодой, что у него нет за плечами никакого опыта. Он может совершать ошибки, и эти ошибки нужно в корректной форме исправлять. Понимая, что амбиции у молодых всегда большие. И хорошо, что эти амбиции есть. Куда проще, взять человека с опытом, который уже вырастил не одно поколение школьников, прекрасно там готовит каким-то там испытаниям, чем брать человека, которому это всё нужно додавать. Потому, что извините, наши ВУЗы, они не совершенно педагогические, и мы не можем говорить о том, что человек пришедший, вот он полностью идёт на первый урок, и всё у него сразу получается. Поэтому, вот здесь ещё такой вопрос. Вопрос, связанный с нежеланием школы, брать на себя дополнительную ответственность, совершать какие-то лишние телодвижения, и доучивать, и там досматривать. Вот это мне кажется, в большей даже степени, нежели финансовая.

К. ЛАРИНА: Давайте, ещё звонок примем.

И. АБАНКИНА: А потом, вы правильно говорили, в отношении конкуренции. К сожалению, это действительно конкуренция. Это не вместе давать работу, а иногда, все понимают вместо, это вместо меня.

О. ОВСЕЙЧИК: Конечно.

И. АБАНКИНА: Поэтому, это конечно, очень серьёзная ситуация.

М. АЛИМОВ: Вот сейчас, это обострилось.
И. АБАНКИНА: Да.

К. ЛАРИНА: Здесь, наверное, надо перестраивать в принципе, систему взаимоотношений внутри педагогического коллектива.

И. АБАНКИНА: Да. Как правило, женского, не молодого.

К. ЛАРИНА: Да, уходить от этой советской лирики.

И. АБАНКИНА: И, наверное, делать вместе с психологом это с конфликтологом, человеком, который профессионально может помочь.

К. ЛАРИНА: Ну конечно, учителя, мне кажется, в большей степени, сами виноваты вот в этом своём упорстве, я говорю сейчас вот про средне-статистического учителя, про ту самую массу учительскую. Потому, что согласны, наверное все, что время узких специалистов – оно прошло, сами про это сейчас говорили, невозможно сегодня, находясь в этом своём узком коридоре невозможно быть профессионалом, это как элементарно, что английский язык в школе должна знать не только учительница английского языка, правда же.

О. ОВСЕЙЧИК: Ну конечно.

М. АЛИМОВ: Та же компьютерная грамотность.

К. ЛАРИНА: Та же компьютерная грамотность, только учитель информатики.

О. ОВСЕЙЧИК: И живое дело учителя это не его предмет, а его ученики.

К. ЛАРИНА: Как и элементы психологии, вот всё, что касается проблем общения с подростками. Давайте ещё звонок, алло, здравствуйте.

Слушатель2: Алло, здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Да добрый день, пожалуйста.

Слушатель2: Я из Ярославля, я бы очень хотел, чтобы голос слушателя слышали, а то у вас получается какой-то разговор односторонний.

К. ЛАРИНА: Не тратьте время вы в эфире уже.

Слушатлеь2: Я хочу сказать, вот скажите, вот идёт разговор тех людей, которые работают в Москве, а вы возьмите тех учителей, которые на окраине. Вот, например, в таком городе как Ярославль, который недавно отпраздновал тысячелетие. Вы знаете, что учитель начальных классов получает 6 тысяч рублей. О чём можно говорить, о том, что сегодня молодёжь туда не пускают. Так сегодня даже на село 500 тысяч предлагают грант и не могут найти учителя иностранного языка на село. Поэтому сегодня получается оторванность, Москва Москвой, а те, кто живёт сегодня в деревне, те, кто живёт в таких городах как Ярославль, это основная Россия, это другое. Невозможно решить проблему, говоря только московскими мерками. Сегодня учитель унижен, сегодня учитель оскорблён. И то, что старые учителя сегодня есть пожилого возраста, и только благодаря им, сегодня школа ещё существует. Я за молодёжь, но давайте сделаем такие условия, а наше государство не хочет их делать.

К. ЛАРИНА: Вас как зовут, простите?

Слушатель2: Александр меня зовут.

К. ЛАРИНА: Вы в школе работаете?

Слушатель2: У меня вся моя семья связана со школой, несколько поколений связаны со школой, и я это всё вижу, переживаю, я сам шефствую над классом, с 3-го до 10-го довёл шефство в классе, а теперь опять с 3-го шефствую, и каждый день бываю в школе.

К. ЛАРИНА: Спасибо большое, но я думаю, что сейчас прокомментирует этот звонок, ещё один типичный случай. Абсолютно согласна, что проблемы московские от проблем ярославских отличаются, хотя Ярославль не такая уж и глубинка, между прочим.

М. АЛИМОВ: Да, и в последнее время он довольно часто звучит.

И. АБАНКИНА: Как политическая столица.

К. ЛАРИНА: Посмотрите, какие деньги, какие цифры называет человек, это что такое, о чём тут можно говорить, о какой модернизации?

О. ОВСЕЙЧИК: Я думаю, что тут речь идёт о базовом окладе, я думаю, что здесь не говорилось о стимулирующих выплатах.

К. ЛАРИНА: Хорошо, но со всеми выплатами сколько?

О. ОВСЕЙЧИК: Да, несомненно, но это сегодня ответственность регионов, это действительно, и, несомненно, деньги ограничены.

К. ЛАРИНА: Это местные власти, кто там деньги вообще распределяет, местные власти или регион?

О. ОВСЕЙЧИК: Зарплату учителям это регион, это региональная субвенция, которая как раз рассчитывается и передаётся уже потом муниципалитетам, а потом в школы, и её нельзя потратить на другое, это целевые деньги. Действительно, то одна из серьёзных проблем нехватка в образовании, скажем так, тех средств, которые ожидают. С другой стороны мы ежегодно их увеличиваем, и регионы увеличивают, и даже во время кризиса никто из регионов фактически не сокращал расходы. Пытался удержать их хотя бы на той позиции, на которой они были в докризисный период, но мне кажется, что это одна из причин, о которой Андрей Александрович Фурсенко говорил: «Давайте поймём, а есть ли пути более эффективного расходования этих средств, поддержки сильных, интересных, квалифицированных»... У нас, и правда, из-за финансовых вопросов очень высокий уровень недовольства учителей своей работой. По результатам международного исследования «Ситис» мы были на первом месте по уровню недовольства учителей. Мы сегодня имеем школу, в которой работают люди, не удовлетворённые ни собой, ни своей профессией, ни своей работой, и главное ни своим положением в обществе. Конечно, мне кажется, что очень опасная тенденция, и здесь не только деньгами надо исправлять ситуацию, а находить какие-то варианты, вот спасибо «Учитель года», это интересно очень...

К. ЛАРИНА: Но всё равно, когда человек говорил, что учитель оскорблён и унижен, имеется, прежде всего, это материальная составляющая, это невозможно, ну как это. Я даже не знаю на сегодня, у кого возможны такие зарплаты, такие пенсии уже даже не платят в Москве.

О. ОВСЕЙЧИК: В культуре.

К. ЛАРИНА: Да, в культуре.

О. ОВСЕЙЧИК: Это повсеместная ситуация, конечно должна быть поддержка региональных структур выстроена управленчески. Конечно, здесь нужно не только заработную плату, но и вопросы жилья, социальное обеспечение...

К. ЛАРИНА: Социальное обеспечение конечно.

О. ОВСЕЙЧИК: В полном объёме конечно, иначе не приедут выпускники педагогических ВУЗов работать ни на село, и не приедут в такие крупные города как Ярославль.

М. АЛИМОВ: Мне кажется, что эта поддержка тоже должна быть грамотно организована, потому что на всех наверно не хватает в любом случае.

О. ОВСЕЙЧИК: Да, как-то адресно.

М. АЛИМОВ: Но поддержка учителей английского языка в Москве, что это такое, просто повысили зарплату, никаких требований не изменили.

К. ЛАРИНА: Требования не изменились, но учителя по статистике качества очень среднего.

М. АЛИМОВ: Вот ЕГЭ показатели по английскому, мы все знаем эти цифры.

К. ЛАРИНА: Да, и даже в школах с углублённым изучением иностранного языка.

М. АЛИМОВ: Когда известно, что если человеку просто повысят зарплату, то никакого качества не повысится.

К. ЛАРИНА: Мы же про это и говорим, что сначала надо повысить зарплату, дать какие-то социальные гарантии.

М. АЛИМОВ: И изменить какие-то требования.

К. ЛАРИНА: И тогда уже аттестовать по-другому.

М. АЛИМОВ: Вот я про это и говорю.

К. ЛАРИНА: Чтобы была конкурентная среда.

О. ОВСЕЙЧИК: Нужно менять законодательство.

М. АЛИМОВ: А вообще нет конкурентной среды.

О. ОВСЕЙЧИК: Потому что в законодательстве сегодня не прописано, невозможно уволить нерадивого учителя, сколько бы жалоб не было со стороны родителей.

К. ЛАРИНА: Подождите Ольга Николаевна, если у вас будет переаттестация раз в пять лет, хотя бы, у вас будут уже основания для увольнения.

О. ОВСЕЙЧИК: Это должно быть прописано в процедуре.

К. ЛАРИНА: А этого нет?

О. ОВСЕЙЧИК: Результаты аттестации, могут привести к каким последствиям...

М. АЛИМОВ: Даже если с учителя снять категорию, то это не основание чтобы его увольнять, он просто не получает эту категорию.

О. ОВСЕЙЧИК: И это тоже бывает очень сложно...

М. АЛИМОВ: Да конечно.

О. ОВСЕЙЧИК: Когда учитель говорит: «Я не буду учить этих детей, потому что извините», и даёт такие характеристики этим детям. Я учителю говорю: «Я вам не подпишу характеристику, на высшую квалификационную категорию», но учитель всё равно получает эту высшую квалификационную категорию. И позиция администрации школы, и позиция педагогического коллектива по отношению к этому учителю, оно во внимание не берётся вообще. То есть, нет механизмов не присвоения той или иной квалификационной категории по объективным показателям, вот этого нет, к сожалению.

М. АЛИМОВ: И вот ещё я хотел добавить относительно конкуренции не только в учительской среде, но и в тех структурах, которые работают на учительскую среду. Я приведу пример, вот мы говорили в начале эфира о повышении квалификации. Вот возьмём Москву регион. У нас повышение квалификации осуществляется одним ВУЗом, московским институтом открытого образования, но несколько городских педвузов какие-то курсы предлагают. Всё остальное, пожалуйста, повышайте квалификацию, но это платно, это разве конкуренция, это разве можно делать. Уж тогда давайте, это было президентом вначале озвучено, когда он программу «Наша новая школа» давал: «Давайте выдадим сертификат учителю, который будет означать некую сумму, и он этот сертификат принесёт в государственное, в коммерческое, в какое угодно образовательное учреждение и там повысит свою квалификацию».

К. ЛАРИНА: Бесплатно?

О. ОВСЕЙЧИК: За счёт этого сертификата.

М. АЛИМОВ: За счёт этого сертификата, или сертификат плюс доплата. А когда всё в рамках одной структуры, никакой конкуренции нет. Поэтому я знаю очень много случаев, когда люди повышают квалификацию, и при этом говорят, что уровень образования достаточно низкий.

О. ОВСЕЙЧИК: То есть, зачастую это носит формальный характер.

М. АЛИМОВ: Да, а это всё деньги.

О. ОВСЕЙЧИК: Но на сегодня регионы и вот эти конкурсы, которые проходят на федеральном уровне, они нам помогают находить то лучшее, что есть в других образовательных учреждениях в других регионах. Я вот только говорила, что вернулась с конкурса, и получила приглашение приехать в Челябинский институт повышения квалификации для того, чтобы пообщаться и встретиться с их учителями, поработать на базе их образовательных учреждений со своей командой.

М. АЛИМОВ: Но это же не система, это же какие-то единичные случаи.

О. ОВСЕЙЧИК: Но сегодня есть шаги в этом направлении, сегодня опыт инновационных школ, он востребован. Я знаю, что так ездят школы Санкт-Петербурга в регионы, я знаю, что московские школы с удовольствием выезжают и принимают у себя представителей регионов. Мы должны говорить не о том хорошем, что есть у каждого из нас, мы говорим о тех системных проблемах, которые имеет система образования, и что мы, каждый коллектив, можем сделать в той или иной ситуации.

К. ЛАРИНА: Слушайте, а вот вы говорите, что в регионы ездят учителя из больших городов. А вот такая система обмена опытом в международном масштабе, она существует, вообще возможно сегодня российскому учителю поехать на стажировку в ту же Финляндию допустим, или это вообще не практикуется и невозможно?

М. АЛИМОВ: Как единичные случаи.

О. ОВСЕЙЧИК: Это есть, но в этом нет системы подходов.

К. ЛАРИНА: Это же неправильно.

О. ОВСЕЙЧИК: У нас, допустим, есть партнёры в другом европейском государстве, мы с удовольствием туда приезжаем, но отправляя учителей туда, я пишу что направить. Я не знаю, какие выводы при этом сделает КРУ, когда придёт проверять наше образовательное учреждение.

К. ЛАРИНА: А КРУ это что такое?

О. ОВСЕЙЧИК: КРУ это контрольное ревизионное управление.

К. ЛАРИНА: А я думала ГРУ.

М. АЛИМОВ: Почти что.

О. ОВСЕЙЧИК: Но ещё хуже, потому что там внутри ведомства свои правила и так далее. Вот если это будет как-то закреплено на законодательной основе, мы совершенно точно от этого только выиграем.

К. ЛАРИНА: Вот ещё один путь получения квалификации.

И. АБАНКИНА: В том числе, кстати, не только уже работающих, но и во время учёбы, мы же действительно не даём возможность практиковаться нашим студенткам.

К. ЛАРИНА: Конечно, а система летних школ для педагогов, мне кажется, что во многих странах такая система существует, когда помимо отпуска молодой педагог ещё имеет возможность повысить свою квалификацию, пройдя такой курс где-нибудь в летней школе, даже может быть международной. Но мы сейчас как уже new-Васюки какие-то.

О. ОВСЕЙЧИК: Но Москва с удовольствием принимает, я знаю, что наши учителя выезжают в такие международные школы, которые организуются в нашем регионе, но практика участия московских школ, или учителей из школ регионов, она, к сожалению, единична.

М. АЛИМОВ: Опять мы сейчас упираемся в финансовое.

К. ЛАРИНА: Давайте тогда попробуем как-то резюмировать наш сегодняшний разговор вот по конкретным предложениям, сегодня много чего прозвучало, в том числе и наши слушатели тоже подключаются, я хочу тут прочесть предложение от учителя, московский учитель пишет: «Предложение запретить нагрузку сверх ставки, уменьшить учебные группы при сохранении зарплаты, довести зарплату до общественно приемлемой на сегодня, освободить квалифицированного учителя от бюрократической опеки» - о чём говорила Ольга Николаевна – «Вести общественный контроль над школой». Вот конкретные предложения. Что бы вы добавили для того, чтобы обеспечить эту конкурентоспособную среду в педагогической среде, повысить статус учительской профессии, повысить уровень качественной работы урокодателей, и качество образования.

И. АБАНКИНА: Да, и обеспечить условия для профессионального развития.

К. ЛАРИНА: С чего начать, давайте попробуем от каждого услышать какие-то конкретные предложения, пожалуйста, Ольга Николаевна.

О. ОВСЕЙЧИК: Я думаю, что конечно нужно развивать конкуренцию в педагогической среде, но для этого нужны соответствующие условия. Конечно, нужно чётко определить правила, по которым должны работать все учителя, в Российской Федерации не разделяя на регионы, потому что должна быть высказана государственная позиция по отношению к учителю не только с позиции требований, но и с позиции возможностей, которые могут быть у каждого человека, желающего быть в этой профессии. Конечно, за рубежом не знают, какие хозяйственные проблемы есть, мы-то занимаемся этим в полном объёме. Конечно, нужно полностью сосредоточиться на повышении профессиональных компетенций учителя в каждом образовательном учреждении. Это и демонстрация лучшего педагогического опыта, это конечно и публикации, если таковые есть в коллективе, вот мне кажется так.

К. ЛАРИНА: Марат.

М. АЛИМОВ: Я продолжаю свою мысль относительно того, что пересмотреть систему повышения квалификации, сделать её конкурентоспособной, ввести добровольную сертификацию.

К. ЛАРИНА: А вот эту процедуру прописать в законодательстве всё-таки увольнение за профнепригодность, я совсем огрубляю, но это так, как же без этого, значит, это не имеет никакого смысла.

М. АЛИМОВ: Это же есть такая статья за профнепригодность, вы докажите только профнепригодность.

О. ОВСЕЙЧИК: Там несколько другая формулировка, там не за профнепригодность, а за действия, порочащие...

К. ЛАРИНА: Это просто волчий билет, ну что же мы так, зачем же так жестоко. Это как называется, утрата доверия, у нас нынче так это называется.

М. АЛИМОВ: Я знаю, что в таких ситуациях учитель через суд всё равно восстанавливается на сегодняшний день, потому что судья обычно, если уж совсем не криминальный случай, то принимает. Так вот ввести систему сертификации, пересмотреть положение по переподготовке кадров, о повышении квалификации.

К. ЛАРИНА: Вот то, что должно делать государство, система переподготовки кадров, должна быть предоставлена эта возможность.

М. АЛИМОВ: Открыть доступ всем при определённых условиях, при лицензировании какой-то организации предположим, которая могла бы в альтернативу государственной структуре заниматься повышением квалификации, потому что сейчас огромный пласт не поднят этих стандартов новых, по ним ещё очень мало идёт работы. Сейчас мы скажем: «Ребята, сейчас мы начинаем с 2012-го года стандарты новой школы осваивать». А что сделано, где учебники, где учебные программы, где вот эти тренинги роста, которые должны быть для учителя. И как следствие, и как финал, то, что вот эта сертификация должна, по крайней мере, в финансовом плане совершенно чётко понимать, что учитель, который получает эту сертификацию, он вырастает и в профессиональном росте, и в плане оплаты его труда.

К. ЛАРИНА: И Ирина Всеволодовна.

И. АБАНКИНА: Мне кажется, что всё-таки из общественности делать не контролёра, а такого...

К. ЛАРИНА: Участника процесса.

И. АБАНКИНА: Да конечно, диалог нам очень нужен между учителями и родителями, между учителями и школьниками, очень цивилизованный диалог, в том числе и руководством и менеджерами, которые работают в образовательном учреждении, надо перестать контролировать учителя и школу, надо просто вместе с ним делать общее дело.

К. ЛАРИНА: Я тоже хотела добавить, что надо давать свободы больше учителю, тогда учителя не будут бояться предлагать какие-то новые свои интересные методологии.

И. АБАНКИНА: И главное вместе разрабатывать, всегда удобно жить по тем правилам, которые вместе выработаны, а если они навязываются сверху или сбоку, они конечно отторгаются.

М. АЛИМОВ: То есть, некий общественный договор.

И. АБАНКИНА: Да, именно такой общественный договор по поводу результата в первую очередь для учеников и учителей.

К. ЛАРИНА: Я надеюсь, что нас сегодня слышали не только педагоги и родители и дети, но и чиновники. Я знаю, что они, как они выражаются, мониторят в министерстве образования нашу программу, надеюсь, что какие-то конкретные предложения и сомнения, которые были высказаны в ходе передачи, они пригодятся. Спасибо большое моим гостям, я ещё раз напомню, это Ирина Абанкина, директор института развития образования при высшей школе экономики, Марат Алимов, учитель русского языка, и директор гимназии Копцовых Ольга Овсейчик, ещё раз с праздником всех, и до свидания.