• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Центр финансово-экономических решений Института образования НИУ ВШЭ разработал перечень имеющихся пределов для привлечения действующих работников ИТ-индустрии к преподаванию в системе профессионального образования по информационным технологиям, по уровням и видам образовательных программ, с комментариями

Перечень имеющихся пределов для привлечения действующих работников ИТ-индустрии к преподаванию в системе профессионального образования по информационным технологиям, по уровням и видам образовательных программ, с комментариями
Перечень разработан в рамках государственного контракта с Министерством образования и науки Российской Федерации по теме «Реализация мер по устранению барьеров, препятствующих привлечению действующих работников ИТ-индустрии к преподаванию в системе профессионального образования по информационным технологиям», проводимому в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». 

Имеющиеся возможности образовательных организаций по привлечению специалистов ИТ-сферы в текущий момент времени

 Под специалистом ИТ-сферы (далее – специалист) предлагается понимать любого работника, осуществляющего трудовую деятельность в организации ИТ-сферы, в трудовые обязанности которого входит реализация основных видов деятельности организации, либо индивидуального предпринимателя, занятого в ИТ-сфере, обладающих необходимой квалификацией и опытом работы, чтобы успешно выполнять трудовые обязанности в рамках реализации ИТ-проектов на уровне качества, удовлетворяющем работодателя работника либо клиентов индивидуального предпринимателя. Дополнительных ограничений в части образования и результатов труда вводить не предполагается, оценивать предлагается возможности привлечения к преподаванию любого действующего специалиста, то есть либо в текущий момент осуществляющего деятельность на основании трудового договора по основному месту работы либо по совместительству, либо индивидуального предпринимателя, в текущий момент выполняющего работы, оказывающего услуги в ИТ-сфере. Далее под ИТ-организацией предлагается понимать любое место использования квалифицированного труда специалиста, в частности, организации в ИТ-сфере, а также, если не сделано специальной оговорки, бизнес-процессы в рамках труда индивидуального предпринимателя (приравниваемого в данном аспекте к организации).

В настоящее время возможности образовательных организаций, реализующих профессиональные образовательные программы (далее – организации) по привлечению специалистов ИТ-сферы имеются, и специалисты могут привлекаться на общих основаниях. В частности, любой гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в своем праве на труд, при условии соблюдения ограничений, установленных законодательством. В сфере образования ключевыми пределами привлечения специалистов к преподаванию в системе профессионального образования являются следующие пределы, описанные ниже. С учетом их соблюдения к преподаванию может привлекаться любой гражданин.

Возможности привлечения к преподаванию могут быть реализованы в трех ключевых направлениях по различным сценариям.

Первым направлением, и ключевой возможностью привлечения будет привлечение к преподаванию на основании трудового договора в качестве работника. Это возможно как при заключении трудового договора по основному месту работы, когда специалист полностью переходит на работу в организации, либо же остается на прежнем месте работы в качестве совместителя. Это возможно и в формате привлечения по трудовому договору по совместительству, когда основным местом работы специалиста останется организация в ИТ-сфере. Разновидностью выстраивания индивидуальных отношений со специалистом может выступить гражданско-правовой договор оказания услуг, который может быть реализован при условии соблюдения имеющихся пределов.

Вторым направлением привлечения специалистов может быть институциональное сотрудничество с ИТ-организацией. В таком случае организация-партнер, в составе которой в том числе работают специалисты, привлекается для оказания образовательных услуг в формате сетевой реализации программ, с заключением соответствующего договора, данный формат при этом жестко ограничен статусом организации-партнера. Существует вариант формирования базовых кафедр в ИТ-организациях, при этом формирование такой кафедры возможно в организации, но не у индивидуального предпринимателя. Классическим вариантом является организация практики на базе ИТ-организации, с привлечением специалистов к реализации проектов студентов и других форматов прохождения практики.

Третьим направлением привлечения специалистов может оказаться вариант взаимодействия через передачу интеллектуальных прав на объект интеллектуальной собственности – в данном формате специалист осуществляет разработку того или иного объекта авторского права, например, учебного материала, курса, модуля, обучающей программы, иного объекта. Организация в последующем приобретает право использования такого результата, это может быть сделано как в форме заключения лицензионного договора, так и в форме договора о передаче исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. В данном случае специалист привлекается к образовательному процессу опосредованно, в форме использования результатов его интеллектуального труда.
 
Имеющиеся пределы привлечения действующих работников ИТ-индустрии к преподаванию в системе профессионального образования по информационным технологиям, по уровням и видам образовательных программ, с описанием каждого выявленного ограничения 

В сфере образования ключевыми пределами привлечения специалистов к преподаванию в системе профессионального образования являются следующие пределы.

Актуальные для любого уровня и вида образовательных программ пределы.

При принятии специалиста на работу требуется проверка его соответствия квалификационным требованиям профессионального стандарта. В случае, если такого соответствия не имеется, принять на работу по должности невозможно, независимо от реальной квалификации и опыта работы специалиста, а также его реальной ценности для образовательного процесса. Вместе с тем, при изменении законодательства в отношении ранее принятых специалистов новые требования к квалификации не должны послужить основанием для расторжения договора (например, в случаях, когда на работу приняли лицо с незаконченным высшим образованием до 2013 года, либо ассистента с образованием уровня бакалавриата до введения в действие профессионального стандарта).

При заключении трудового договора специалист обязан предоставить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Данное требование может составлять сложность для специалиста в части получения такого документа, и требует заблаговременной подготовки с целью своевременного получения документа. При этом сама процедура получения в настоящее время для граждан, имеющих регистрацию в системе «Государственные услуги», достаточна проста.
Педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;  проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя; проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. Кроме того, специалист должен ознакомиться с законодательством и локальным нормативным регулированием вопросов защиты персональных данных в организации, поскольку работает с персональными данными обучающихся, а также защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, если работает с обучающимися младше 18 лет. Исполнение указанных обязанностей может потребовать от работника существенного времени, что в случае специалистов может оказаться критически важным, с учетом объема работы по основному месту работы в ИТ-организации. Помимо временных затрат, прохождение предварительного медицинского осмотра может потребовать и финансовых затрат от кандидата на трудоустройство.

Оплата труда педагогического работника определяется в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда. В случае, если уровень оплаты труда специалиста в ИТ-организации является существенно более высоким, возможно отсутствие интереса в работе в образовательной сфере. Пределы могут быть преодолены изменением системы оплаты труда, однако же по должности базовые оклады должны быть одинаковыми, повышение уровня оплаты труда возможно либо введением стимулирующих выплат для работников, применяющих в образовательном процессе практические навыки работы, либо введением внутренней категоризации работников с целью учета практического опыта работы и введения дополнительных выплат для соответствующей категории.

При заключении трудового договора на условиях совместительства требуется учитывать ограничения в части рабочего времени работника-совместителя. Привлечение на условиях почасовой оплаты при этом не является совместительством, однако возможно в объеме не более 300 часов в год, равно как и осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами.

Ежегодный оплачиваемый отпуск совместителю должен быть предоставлен одновременно с отпуском по основному месту работы, что может создать сложности для образовательного процесса, т.к. ИТ-организации не всегда предоставляют отпуска в каникулярное время и могут поставить в график отпуск во время осуществления образовательного процесса. 

При заключении гражданско-правового договора требуется соблюсти требования к заключению договоров о закупках, что может быть более либо менее ограничивающим, в зависимости от статуса образовательной организации (например, будет играть важную роль статус бюджетного либо автономного учреждения).

При заключении гражданско-правового договора средства на оплату работы специалиста не будут средствами фонда оплаты труда, и не будут учитываться при определении уровня средней заработной платы профессорско-преподавательского состава, что важно с точки зрения установленного показателя оценки эффективности деятельности руководителя организации политическими решениями в образовании. Фактически, высокая оплата в рамках гражданско-правовых договоров может сокращать фонд оплаты труда и формировать сложности с выполнением обязательств в части уровня оплаты труда педагогических работников.

Гибкое регулирование времени работы специалиста может оказаться затруднительным, если расписание занятий утверждается в установленном порядке и рассматривается как часть договора об образовании, который не может быть изменен без согласия обучающегося. Переносы занятий могут вызвать спорные и конфликтные ситуации с обучающимися, а также в любом случае требуют оформления в установленном порядке, и не могут осуществляться в формате устной договоренности.

Любая форма институционального взаимодействия, предполагающая осуществление образовательной деятельности организацией с использованием ресурсов ИТ-организации и на ее материально-технической базе, потребует внесения в приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности в части мест ее осуществления. Данное требование предполагает организационные и временные затраты, а также необходимость предварительного оформления обязательственных прав на пользование имуществом образовательной организации.

Любая форма институционального взаимодействия, требующая распоряжения государственным и муниципальным имуществом, требует соблюдения порядка распоряжения данным имуществом, включая проведение аукционов, а также получение заключения учредителя о последствиях заключения договора.

Организациями могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Вместе с тем, такое создание кафедр в любом случае требует институциональных соглашений в части использования имущества иных организаций, что может быть затруднено в части процедур распоряжения государственным и муниципальным имуществом, а также внесения изменений в приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности в части мест ее осуществления.

Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы с ПЭВМ могут ограничивать использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе, а, следовательно, и быть пределами привлечения специалистов в таком формате.

Кроме того, отмечены чисто локальные пределы привлечения специалистов – а именно, неудобное локальное нормативное регулирование организационных вопросов (выдачи ключей, оформления пропусков, ведения внутренней документации и т.п.), разнородный уровень подготовки обучающихся в группах, что делает сложным работу с такой группой для специалиста (и могло бы быть решено в формате отдельной комплектации обучающихся для такого обучения локальным образом).
 
Актуальные для программ высшего образования пределы.

Для замещения должностей профессорско-преподавательского состава (по программам высшего образования) требуется предварительное проведение конкурса, что создает нагрузку в части сроков реализации требования и подготовки документации со стороны специалиста.

Для должностей преподавателя, старшего преподавателя, ассистента в целях преподавания по программам бакалавриата профессиональный стандарт в качестве основного требования вводит необходимость иметь высшее образование соответствующей направленности, профиля, уровня специалитет либо магистратура. Лица с образованием уровня бакалавриат не смогут быть привлечены для замещения данных должностей. Аналогичное требование установлено и по должности доцента.

При этом по должности профессора профессиональный стандарт требует иметь ученую степень (звание), что делает для ряда специалистов невозможным занятие такой должности в связи с их отсутствием, независимо от уровня реальной квалификации и значимости такого специалиста для образовательного процесса. Данное ограничение напрямую влияет на уровень оплаты труда специалиста.

Кроме того, для руководства подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану требуется в том числе и наличие публикаций в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях и (или) представления на национальных и международных конференциях результатов научно-исследовательской (творческой) деятельности, соответствующей области исследований аспиранта (адъюнкта). В случае, если специалист не соответствует данным требованиям, он не сможет формально выступать руководителем аспиранта (однако может быть привлечен в качестве консультанта, что может быть учтено в составе нагрузки и оплате труда, если локальными нормативными актами будет предусмотрен такой вид педагогической нагрузки).

Заключение гражданско-правового договора может быть ограничено, фактически, требованиями ФГОС. Стандарты требуют, чтобы при организации образовательной деятельности доля штатных научно-педагогических работников составляла не менее установленного процента, который может быть довольно высоким (до 70 процентов). Это означает, что для организации может оказаться невозможным заключение иного, кроме трудового, договора, т.к. иначе не будут соблюдаться требования к кадровому обеспечению, установленные стандартом.

При этом могут устанавливаться достаточно высокие требования к доле работников, имеющих ученую степень и (или) учебное звание, до 80 процентов, что также может ограничивать привлечение специалистов, которые зачастую, несмотря на высокий уровень квалификации, не имеют организационных и временных возможностей для получения, например, ученой степени. При этом доля работников, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы, имеющих стаж в данной профессиональной области, напротив, зачастую довольно низкая, что не стимулирует привлечение специалистов к преподаванию – например, такая доля может составлять всего один процент.

Общее руководство научным содержанием программы магистратуры почти никогда не может быть осуществлено специалистом, поскольку для этого требуется одновременно и наличие ученой степени, и осуществление конкретных научно-исследовательских, творческих проектов, и выполнение требований по публикационной активности и апробации результатов деятельности на конференциях. Выполнение одновременно всех данных требований крайне затруднительно для лица, имеющего вовлеченность в ИТ-индустрию в качестве основного приложения своих способностей.

В рамках сетевой формы реализации образовательных программ партнерское взаимодействие возможно лишь с организациями высшего образования, и с организациями  дополнительного профессионального образования и научными организациями по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров (в соответствии с установленными законом возможностями). Ни с какими иными организациями, в том числе ИТ-организациями, прямое партнерство по реализации образовательных программ высшего образования невозможно. Преодоление данного предела за счет организации различного рода практик по программе возможно лишь до определенной степени, поскольку в соответствии с требованиями ФГОС к структуре образовательной программы практика ограничена определенными пределами.
Гибкость в составлении расписаний занятий ограничена также требованием исключить нерациональные затраты времени обучающихся.
 
Актуальные для программ среднего профессионального образования пределы.

Требования профессионального стандарта для должности преподавателя, мастера производственного обучения по программам СПО предполагают дополнительное профессиональное образование при отсутствии педагогического образования. Несмотря на то, что образовательная программа может быть освоена после трудоустройства, необходимость освоения программы ДПО может послужить лимитирующим фактором для привлечения специалистов. Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по ДПП - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.

В рамках сетевой формы реализации образовательных программ партнерское взаимодействие возможно лишь с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования (в соответствии с установленными законом возможностями). Ни с какими иными организациями, в том числе ИТ-организациями, прямое партнерство по реализации образовательных программ среднего профессионального образования невозможно. Преодоление данного предела за счет организации различного рода практик по программе возможно лишь до определенной степени, поскольку в соответствии с требованиями ФГОС к структуре образовательной программы практика ограничена определенными пределами.

При организации привлечения специалистов в форматах дистанционного образования, электронного обучения существуют ограничения в части перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Гибкость в составлении расписаний занятий ограничена также максимальным объемом учебной нагрузки обучающихся. Устанавливаются также санитарно-эпидемиологические требования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих при составлении расписания, в зависимости от динамики работоспособности обучающихся и степени сложности учебного материала (например, требования к чередованию предметов, к проведению занятий в определенные часы, например, 2-4 часы, к чередованию предметов и т.п.). Данные требования также ограничивают возможности составления расписания.
Сценарии привлечения работников ИТ-индустрии к преподаванию, с пределами реализации и рисками реализации
 
Сценарии индивидуального привлечения специалиста.

1. Прием на работу по основному месту работы.

Описание. Специалист переходит по основному месту работы в организацию.

Пределы реализации. Фактически никаких дополнительных пределов нет, т.к. основным местом работы становится организация. Вместе с тем, не для всех доступен такой вариант, т.к. требуется соответствие требованиям профессионального стандарта. Предлагаемая оплата может оказаться неконкурентной.

Риски реализации. Утрата связи с практическим опытом работы, которая может сказаться в течение довольно короткого срока отрыва от ИТ-индустрии, либо риск перегрузки и профессионального выгорания, если работник продолжит в том числе работать в ИТ-индустрии, что повлечет высокую нагрузку. Демотивация работника в связи со снижением заработной платы и невозможностью конкурировать с академическими работниками сразу же (в связи с отсутствием ученой степени, публикаций и подобных академических достижений, на выполнение которых требуется существенное время). Демотивация в связи с большим количеством бюрократических процедур в организации. Потребуется время на подготовку документов для приема на работу, медицинского осмотра, и, возможно, для прохождения конкурса (на должность ППС), что может привести к решению отказаться от приема на работу. В последующем потребуется время на прохождение необходимого обучения и информирования (охрана труда, работа с персональными данными, с запрещенной для детей информацией и т.п.), прохождение повышения квалификации раз в три года, периодических медицинских осмотров, аттестации на соответствие занимаемой должности, что может демотивировать и привести к решению отказаться от продолжения работы.
 
2. Прием на работу по совместительству

Описание. Специалист приходит на работу по совместительству в организацию.

Пределы реализации. Как в сценарии 1, одновременно с этим пределы по максимальному времени привлечения к образованию, сложности с удобным расписанием занятий (возможность привлечения, фактически, в раннее утреннее, позднее вечернее время и выходные дни). Сложности с согласованием графика работы с ИТ-организацией.

Риски реализации. Как в сценарии 1, кроме риска утраты практического опыта работы, одновременно с этим более высокие риски отказа от работы по совместительству в связи с высокой нагрузкой, с низкой заработной платой, не соответствующей субъективной оценке прилагаемых усилий.

3. Заключение гражданско-правового договора.
Описание.Заключается гражданско-правовой договор, включая, возможно, о почасовой оплате труда.
Пределы реализации. Вытекают из необходимости обеспечить высокий размер ФОТ и фактического выведения данных средств из ФОТ. Пределы вытекают из законодательства о закупках услуг. Кроме того, могут возникнуть сложности с возложением иных обязанностей, кроме преподавания (методическая работа, работа с обучающимися и т.п.). Предлагаемая оплата может оказаться неконкурентной.
Риски реализации. Организация не выполняет обязательств по оплате труда педагогов. Риски признания договора фактически трудовым, с последующими доначислениями и внеочередными проверками. Риски нарушения законодательства о закупках.
 
Сценарии институционального взаимодействия.
 
1.   Работа в рамках сетевой формы реализации программы.

Описание. Организация и ИТ-организация совместно реализуют образовательную программу, ИТ-организация привлекает своих работников.

Пределы реализации. Практически невозможно, т.к. образовательное законодательство строго ограничивает возможности реализации основных профессиональных образовательных программ. Требуется предварительное внесение изменений в федеральное законодательство. В случае, если требуется передача имущества, пределами могут служить сложные требования к порядку распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Потребуется внесение изменений в лицензию.

Риски реализации. Падение качества образования, снижение безопасности организации образовательного процесса. Высокий риск ошибок при составлении правовых документов. Вместе с тем, все риски могут быть нивелированы в ходе договорной работы и при изменениях федерального законодательства.
 
2.    Работа в рамках базовой кафедры.

Описание. Создается кафедра в ИТ-организации.

Пределы реализации. Потребуется предварительное заключение договора, внесение изменений в лицензию.

Риски реализации.Падение качества образования, снижение безопасности организации образовательного процесса. Незаинтересованность работников ИТ-организации в образовательной нагрузке на них по причине низкого уровня оплаты такой нагрузки. Вместе с тем, все риски могут быть нивелированы в ходе договорной работы.
 
3.   Работа в рамках проводимой практики.

Описание. Организуется практика для обучающихся в ИТ-организации.

Пределы реализации. Потребуется предварительное заключение договора и, возможно, внесение изменений в лицензию. Максимальный объем практики ограничен требованиями ФГОС к структуре программы.

Риски реализации. Падение качества образования, снижение безопасности организации образовательного процесса. Незаинтересованность работников ИТ-организации в образовательной нагрузке на них по причине низкого уровня оплаты такой нагрузки. Вместе с тем, все риски могут быть нивелированы в ходе договорной работы.
 
Сценарии использования результатов интеллектуального труда специалиста.
 
1. Передача прав на результаты интеллектуальной деятельности специалистом.

Описание. Заключение договора (лицензионного, о передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) со специалистом либо с организацией-работодателем.

Пределы реализации. Ограниченные возможности использования квалификации специалиста – только использование результатов его интеллектуального труда, без привлечения к реальному образовательному процессу. Стоимость подготовки в высоком качестве и включения материалов в электронную образовательную среду может быть высокой. Использование возможно лишь в рамках определенных форм образовательной работы с обучающимися (самостоятельная работа, лекционные занятия, и другие). Формат не является универсальным.

Риски реализации. Риски несоблюдения санитарных и иных требований при внедрении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Риски устаревания информации, представленной в результатах интеллектуальной деятельности. Риски неверного оформления авторского произведения работодателем специалиста.